Латвийская керамика

Регистрация: 27-July 09 Из: Латвия Пользователь №: 7315.

Латвийская керамика насчитывает столько же веков, сколько и цивилизация на территории страны. В Латвийском музее археологии сегодня хранятся образцы керамики, которые датируются 3400 г. до н. э.

Гончарное дело как отдельный вид ремесла существует в Латвии с X века, когда впервые местными населением стал использоватьcя гончарный круг. В течение многих веков гончарство в Латвии развивалось как вид народного промысла с характерными для каждого региона формами и орнаментами – это и монументальные видземские глиняные горшки, красочные курземские жбаны, покрытые глазурью латгальские кружки, чаши, вазы, подсвечники, свистульки и игрушки.

В XIX веке наряду с привычной хозяйственной утварью и посудой гончары стали изготавливать и декоративные изделия – настенные тарелки, цветочные горшки и вазы. купить гаварецкая керамика Первым латвийским гончаром, мастерство которого получило международное признание, был Екабс Дранда из Видземе — в 1906 году на международной выставке в Милане его керамические изделия завоевали серебряную медаль.

В годы Первой Республики главные центры народного гончарного искусства находились в Курземе, Видземе и Латгале. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже керамика Поликарпа Вилцанса получила золотую медаль, а изделия Станислава Кальвы – серебряную. В это время самыми известными латвийскими керамиками были латгальцы Поликарп Вилцанс, Андрей Пауланс, Поликарп Чернявский, а также знаменитые уже в трех поколениях гончарные семьи — Бабрисы, Кальвы, Пейпансы, Упшелисы, Вилцансы и Риучи.

После 1940 года латвийское ремесленничество было практически разрушено советским режимом, и возрождение латвийской керамики произошло только во второй половине 60-х гг. когда несколько латгальских керамиков с успехом представили свою продукцию на Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве, а позже и за рубежом.

Сегодня, в век современных технологий народная керамика в Латвии не утеряла своего функционального предназначения, при этом сохранив свое культурно-историческое и символическое значение. Самыми известными латвийскими керамиками, которые в своем творчестве следуют народным традициям, являются Ингрида Жагата, Арнис Прейсс, Байба и Эйнар Думписы, Волдемар и Ольга Вогулисы, Эвалдс Василевскис и его «P dn ku sk la» (Станислав Вилюмс, Илмар Вецелис и Айвар Упшелис), Антон и Петерис Упшелисы, Анита Бернане, Янина Грибусте, Петерис Гайлумс, Юрис Кромпанс, Владислав и Эдвин Винцевич, Станислав Вилюмс, Йоланта и Валдис Дундениексы, Илона Сауша, Майрита Фолкмане и др.

В ХХ веке большую роль в развитии декоративного искусства и дизайна сыграли идеи творческого объединения «Art and Craft» о роли народных ремесел в искусстве. гаварецкая керамика купить Они придали импульс развитию декоративного искусства в русле югенд-стиля и изменили роль керамики в общем художественном контексте, возвысив ее до отрасли, равноценной изобразительному искусству.

В конце ХIХ – начале ХХ века в Латвии переживал расцвет национальный романтизм, представители которого в своем творчестве искали связь с народным ремесленничеством. Известный видземский гончар Екабс Дранда в это время активно увлекается орнаментальной тематикой в керамике, и его поиски удостаиваются серебряной медали на выставке в Милане. Его творчество было живой связью между народным гончарным искусством и растущим интересом к художественной керамике.

После Первой мировой войны и основания независимого Латвийского государства в 1918 года возникает необходимость в профессиональном художественном образовании. В 1924 году в Латвийской художественной академии открывается творческая мастерская керамики Рудольфа Пелше, где под влиянием идей национального романтизма рождаются новые виды современного национального искусства. италия посуда из керамики Большое значение Рудольф Пелше уделял передовым технологиям в керамике, что способствовало появлению новых средств художественной выразительности. Из этой мастерской вышел ряд известных впоследствии художников-керамиков — Милда Калниня Брутане, Георг Круглов, Петерис Клявиньш, Арвид Дзервитис, Андрей Пормалис, Вилис Васариньш и др. внесшие большой вклад в развитие латвийской керамики.

В годы Второй мировой войны развитие изобразительного искусства в Латвии практически остановилось и возобновилось только в 60-е гг. после окончания сталинских репрессий. В это время из изобразительного искусства постепенно вытесняются псевдонациональные тенденции, и прикладное искусство освобождается от чрезмерного украшательства. посуда из керамики италия Художники-керамики возвращаются к забытым технологиям 30-х лет, занимаются поисками природной выразительности керамических материалов, аскетическим линиям и четкости форм.

В 60-ые гг. возобновляются регулярные выставки и создается экспериментальная керамическая мастерская на Кипсале, где в течение многих лет работают легендарные художники Силвия Шмидкена, Леон Лукшо, Изабелла Кролле, Корнелия и Марис Озолиньши, Скайдрите Циховска, Виолетта Ятниеце, Дайнис Крастиньш, Валдис де Бур, Мара Линкайте, Мирдза Дреймане, Дзинтра Индриксоне, Латвите Медниеце, Рита Эйнберга, Петерис Мартинсонс, Дайна Гайлите, Инесе Аболиня.

В 1977 году возникает еще одно творческое объединение — «Logs», сыгравшее важную роль в развитии керамики. Его ярчайшими представителями были Эдуард Детлавс, Карлис Кнопкенс, Элза Зариня, Илона Кудриницка, Анита Миллбрета, Орест Мисько, Даце Петерсоне, Левон Агаджанян и др.

В эти годы художественная керамика значительно отходит от своего первичного функционального предназначения и приобретает законченную художественную образность. На 60-80-ые гг. приходится расцвет всего разнообразия жанров латвийской керамики – садовой, интерьерной, авторской, произведений малых форм, керамических медалей, росписи по фарфору и функционально-дизайнерской керамики.

Однако латвийские керамики вынуждены работать за «железным занавесом» и практически не имеют возможности выставляться за рубежом. зел керамика Большая заслуга в популяризации латвийской керамики в других странах принадлежит Петерису Мартинсонсу, который возглавляет керамические симпозиумы в Дзинтари, на которые съезжаются художники из всех уголков Советского Союза. Единственный способ заявить о себе миру в те годы — успешное участие в международных керамических выставках (золотые медали в 1972, 1975, 1976 и 1977 гг.). Большинство современных керамиков Латвии могут считать себя воспитанниками Петериса Мартинсонса, и именно благодаря его авторитету Латвия удостаивается чести провести в 2006 году в Риге съезд Международной академии керамики.

В последние десятилетия большую роль в развитии керамики играют международные симпозиумы, которые организует Латвийский союз художников и Латвийская художественная академия, – в Звартаве, Икшкиле и Салацгриве, а также многочисленные выставки.

Наиболее известными именами в крупноформатной керамике сегодня являются Дайнис Пундурс, Дайнис Лесиньш, Уна Мюрка (живет в США), в керамической пластике – Юта Рындина, Вита Валдмане, Орест Мисько, Инесе Маргевича, Инете Грейжа. Виртуозно различные керамические техники осваивают Марите Лайвиня, Анита Миллбрета, Сармите Мунде, Силвия Шмидхена, Инесе Брантс, Лига Скариня, Ингуна Скуя и др.

Еще с XIX века в Латвии было широко распространено производство фарфора. В 1841 году русский промышленник Сидор Кузнецов открыл в Риге фарфорово-фаянсовую фабрику, а в 1886 году еще один завод по производству фарфора основал немец Якоб Ессен.

Эта отрасль в Латвии развивалась в четырех тесно связанных между собой направлениях – производство домашней посуды на основе западноевропейских традиций форм и декора: выпуск небольших декоративных керамических изделий в национальном стиле; роспись готовых фарфоровых изделий в ремесленных мастерских и авторская художественная роспись по фарфору. И именно последняя стала вершиной фарфорового искусства в Латвии.

В 1924 году художники Артур Сута, Александра Бельцова и Сигисмунд Видбергс учредили мастерскую художественной росписи фарфора «Baltars», которая работала в стиле национального конструктивизма и оказала большое влияние на развитие всего латвийского прикладного искусства. купить посуда керамика Созданные в этой мастерской произведения успешно выставлялись на выставке декоративно-прикладного искусства в Париже в 1925 году, а Рижский городской художественный музей приобрел их для своей коллекции.

После Второй мировой войны Кузнецовская и Ессенская фарфоровые фабрики были объединены в Рижский фарфоровый завод. С 1953 года на фабрике работала художник Зина Улсте, которая на многие десятилетия определила дизайн и орнаментальный стиль его изделий.

Однако авторская роспись по фарфору в эти годы не пользуется поддержкой, и индивидуальные изделия художников на выставках можно увидеть крайне редко. В 1997 году Рижский фарфоровый завод оказался на грани банкротства и прекратил свою деятельность. Часть его коллекции удалось спасти, и на ее основе в «Konventa s ta» был создан Рижский музей фарфора, который играет большую роль в развитии этого направления в латвийском искусстве. В музее регулярно проводятся различные выставки, лекции с участием известных художников и работает мастерская росписи фарфора.

Сегодня наиболее известными именами в латвийской керамике являются художники-члены Международной академии керамик Илона Ромуле, Петерис Мартинсонс, Инесе Брантс, Марута Рауде, Валда Подкалне, Андрис Везис, Жения Логинова, Арис Сеглиньш, Жанете Жвигуре, Илзе Эмсе, Дайнис Пундурс, Даце Блума, Янис Ронис, Айра Лесиня, Наталия Ламинска, Инесе Лине, Вита Валдмане, Айнар Римицанс, Сармите Мунде и др.

С 1999 года в Звартавском замке регулярно проводятся симпозиумы по росписи фарфора, результатом которых стало уникальное собрание керамических изделий. купить большую разделочную доску из дерева Крупным событием в культурной жизни всей Балтии стал 10-ый симпозиум росписи по фарфору, который прошел в Риге в рамках съезда Международной академии керамики. В нем участвовали 27 художников из восьми государств – Латвии, Франции, Турции, США, Нидерландов, Словакии, Эстонии и России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *